04.10.2021
Рекомендации
по работе с неуспевающими учениками
С точки зрения
психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1. Недостатки
познавательной деятельности
- несформированность
приемов учебной деятельности;
- недостатки развития
психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное
использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии
мотивационной сферы ребенка.
I. Недостатки
познавательной деятельности.
- Несформированность
приемов учебной деятельности.
Такие дети просто не
умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами:
счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают
материал без предварительной логической обработки, выполняют различные
упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально
усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по
образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные
способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. и со временем эти
неправильные навыки в работе закрепляются.
Рекомендации учителю
Главная задача
заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с
материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные
способы.Пример: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не
по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой
обработки, как:
- выделение опорных
пунктов;
- составление плана
тезисов;
- составление логической
схемы прочитанного;
- формулирование главной
мысли.
Постепенно ребенок
привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать
на эти составляющие смысловой обработки.
- Недостатки развития психических
процессов
Эта психологическая
причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для
преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии
мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов,
влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с
памятью и вниманием.
Например:
слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов
доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при
запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память
тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому не память и
внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником
трудностей у значительной части неуспевающих детей.
Рекомендации учителю
Для преодоления
неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать
интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций:
абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом
необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня
осознания.
- Неадекватное
использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
Здесь рассматривается
сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность
ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень
работоспособности.Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого
слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы.
Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие
дети чувствуют себя не уютно, следовательно и не справляются с заданием в
ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей
распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на
другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо
усвоить разнообразный по содержанию материл.
Рекомендации учителю
Необходимо формирование
индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания,
определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их
подготовленности. А так же:
- дать ученику на
обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
- не заставлять отвечать
новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной
тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих
знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно
оценивать неудачи ученика;
- желательно чтобы
ответы таких учеников были письменными, а не устными.
II. Недостатки в
развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у
школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может
стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
Рекомендации учителю
1. Усилия учителя должны
быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной
стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование
устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки
школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении
личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление
неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие
задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его
возможностям.
4. Стараться вычислить
те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить
инициативу и заслужить признание в школе.
5. Рекомендуется
закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
6. Полезно поощрять,
отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым
не дать закрепиться новым неудачам).
7. Подробное обоснование
поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание,
чтобы они были понятны самому ученику.
8. Формирование учебных
интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному
жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование
на уроке наглядного материала).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2021
Дата обновления: 04.10.2021
Дата публикации: 04.10.2021